"Амели": добрая сказка о Париже и его жителях

Амели (Amelie, 2001) скрытый смысл и объяснение фильма

“Амели” – прекрасное воплощение понятия “французский стиль” в широком смысле слова. Вроде бы все легко и просто – но зачаровывает и не отпускает, а когда пытаешься разобраться в своих впечатлениях, внезапно обнаруживается, что легкость – следствие огромного мастерства, а простота и вовсе мнимая. Нехитрая на первый взгляд история про странную, смешную и очаровательную брюнетку-официантку из третьеразрядного кафе получила совершенно неслыханный резонанс во всем мире.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение

Во многих странах от Франции до Японии появились толпы фанатов фильма Жан-Пьера Жёне; количество девочек, названных Амели, резко возросло; гиды водят туристов по местам, показанным в фильме, а цены на квартиры на Монмартре взлетели до небес. При этом за почти 20 лет ничего не изменилось: “Амели” по-прежнему очаровывает, это по-прежнему культовый фильм, и очень много шансов, что он останется таким навсегда.

Конечно, огромную роль в популярности фильма сыграла великолепная игра Одри Тоту, но “Амели” – фильм не только о девушке, но и о городе, в котором она живет.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение

Париж в мире Амели

Не так часто город выступает не фоном, а полноправным персонажем фильма. Париж в “Амели” похож одновременно на нарядную открытку и картину старых мастеров: это волшебный красочный город, где мостовые сияют чистотой, на небе почти всегда светит солнце, а люди легко и непринужденно общаются друг с другом. Когда фильм вышел на экраны, французские же критики упрекали режиссера в том, что в фильме практически нет мигрантов, составляющих значительную часть населения Парижа. Но в фильме нет не только мигрантов: преступников там тоже нет, и по Парижу можно безопасно гулять в любое время суток. Более того: в фильме отсутствует зло как таковое, и самые неприятные его персонажи – владелец овощной лавки, вечно шпыняющий своего помощника, и маленький ревнивец Жозеф – скорее смешны, чем злы.

Зато в фильме с избытком представлены все составляющие традиционного образа Парижа – от кафе до цветов на подоконниках.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение

Особая роль отводится трем локациям: дому Амели, кафе “Две мельницы” и железнодорожному вокзалу. И если роль дома и кафе не требует объяснений, то вокзал – это аналог сказочного перекрестка, необычного места, где человек может выбрать свою судьбу, свой путь.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение

Насколько реален такой Париж? Вопрос риторический. Сознательным устранением негатива Жёне подчеркивает фантастичность, сказочность создаваемого им художественного мира. И в то же время этот город существует – в воображении и книгах, на картинах и рекламных плакатах. Париж фильма “Амели” – тот идеальный Париж, в котором мечтает оказаться каждый турист (а может быть, и каждый француз).

Почему Амели живет на Монмартре?

Монмартр – воспетый в тысячах песен и баллад квартал художников и литераторов – стал местом жительства Амели не только потому, что это самый известный и узнаваемый район Парижа. Амели – тоже творец, хотя она не пишет ни романов, ни картин. Она превращает в своеобразное произведение искусства собственную жизнь, придумывая себя и окружающих.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение

Для того, чтобы понять, насколько талантлива девушка, достаточно трезво посмотреть на ее жизнь. Амели росла в сложной семьи, не имела нормальных контактов со сверстниками, рано утратила мать. В неполных 23 года она одинока, у нее нет ни возлюбленного, ни друзей, она живет в бедности (финансовое положение Амели наглядно иллюстрирует покупка ею фруктов-овощей поштучно и прозвище “Амели на мели”). Другой человек из этих обстоятельств слепил бы как минимум драму, а у Амели получилась волшебная сказка, полная добра и света.

Почему Амели решает найти владельца коробки?

Поиск мальчика, когда-то спрятавшего коробку – это своего рода пробный шар в игре Амели с окружающим миром. Убедившись, что ее вмешательство приносит позитивный результат, она продолжает понемногу менять жизнь окружающих – а заодно и свою.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение

В чем смысл манипуляций Амели с садовым гномом отца?

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение
Тот факт, что единственным другом отца Амели оказался садовый гном, вызывает ее глубокую досаду, но еще обиднее, что отец замкнулся в своем ограниченном бытии, как в коконе. Похищенный ею и путешествующий гном становится способом выманить отца из его кокона, и мы видим, что в итоге это Амели удается: отец собирает чемоданы и отправляется в странствия.

Почему Амели не хочет сразу отдать альбом Нино?

Амели не просто играет с Нино: их отношения строятся по канонам волшебных сказок, где Красавица должна угадать в Чудовище заколдованного принца (см. сцену в аттракционе), а Принц, в свою очередь, обязан угадать Золушку.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение
Кстати, психологически эти игры весьма достоверны и подчеркивают, что Амели и Нино – по-настоящему родственные души.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение

В чем смысл образа “Стеклянного человека”?

Сосед Амели Рамон Дюфаэль, годами пишущий копии одной и той же картины и не выходящий на улицу из-за хрупкости костей – символическое воплощение ранимости и хрупкости художника, творческого человека. Эта ранимость сильно ограничивает его возможности в реальном мире, зато дает необычайную эмпатию и способность проникать в душу другого человека.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение

В чем смысл темы принцессы Дианы?

Смерть принцессы Дианы обыгрывается в фильме несколько раз, так что даже неопытному зрителю очевидно – это неспроста. Служит ли упоминание о ее гибели временной “привязкой” фильма именно к 1997 г.? Отчасти да, но дело не в этом. События фильма с тем же успехом могли иметь место и в 1996-м, и в 1998-м. Смерть принцессы Дианы выступает как знаковое, символическое явление: миллионы людей переживали, спорили, воспринимали как часть своей жизни событие, не имеющее к ним никакого отношения. Иными словами, люди жили чужой жизнью, вместо того, чтобы жить своей, и не случайно Амели упоминание о Диане в итоге начинает раздражать.

Диану – не как человека, а как сконструированный СМИ образ – можно воспринимать и как символ виртуального мира, надвигающегося на мир реальный. Однако в “Амели” люди – пока еще – уходят самое большее в мир грез, а не в виртуальную вселенную. Мир, в котором общаются в соцсетях (и там же обсуждают очередных кумиров), а в кафе сидят, уткнувшись каждый в свой смартфон, еще не появился, он только на пороге.

Кто на самом деле Амели?

Образ Амели можно рассматривать в трех ипостасях. Во-первых, она взрослый человек, сохранивший в себе ребенка. Амели взрослая, т.к. способна о себе позаботиться (и не только о себе), но в то же время она смотрит на мир по-детски непосредственно. Живущему в ней ребенку Амели обязана как способностью к творчеству и игре, так и некоторыми странностями поведения. Порой она заигрывается – то читая чужие письма, то куролеся в чужой квартире. В принципе, можно остановиться на этой интерпретации образа, тем более, что ее достаточно для понимания фильма, но можно пойти дальше и проанализировать образ Амели как протагониста и как символической фигуры.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение

Чтобы понять вторую ипостась Амели, необходимо вспомнить, что все сюжетные линии фильма обусловлены ее действиями. Она меняет жизнь окружающих – заставляет вспомнить о детях и внуках или влюбиться друг в друга, но при этом сама остается в тени. Амели не просто вмешивается незаметно: она явно пытается подменить собой провидение, Его Величество Случай. И здесь невольно напрашиваются параллели если не с играющим божеством, то с некоей доброй волшебницей, творящей чудеса без всякой магии.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение

Но есть еще одна ипостась Амели, которая, в отличие от предыдущих, дана намеком. В одной из фантазий девушка видит похороны себя как национальной героини, защитницы сирых и убогих. Можно списать этот забавный эпизод на легкую манию величия, а можно вспомнить, что символом Франции является женская фигура – Марианна. Конечно, Амели не стопроцентное воплощение женственного, неунывающего и творческого духа Франции, но, как говорят герои другого фильма: “Истина где-то рядом”.

В чем секрет обаяния фильма?

Известно, что перед началом натурных съемок “Амели” улицы мыли, а на стенах закрашивали граффити, но обаяние фильма не только визуальное. Париж “Амели” – это еще и люди, множество персонажей, одни из которых являются частью повседневной жизни главной героини, другие появляются лишь на миг.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение
Но обратите внимание: абсолютно все они, от консьержки до нищего, “не работающего” по воскресеньям, от отца героини до покупающей сигареты девушки в салатовом деловом костюме, но с фиолетовыми волосами – показаны как ярко выраженные индивидуальности. У каждого есть своя история, свои привычки, свои странности и достоинства. Этим “Амели” резко отличается от других фильмов, где все внимание сосредоточено на главном герое, а остальные персонажи выступают как дополнение к нему.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение

При этом все персонажи показаны с юмором, но без издевки. Остается только поаплодировать таланту режиссера, сумевшему удержаться от утрирования комических черт: ведь еще один шаг, и вместо милых и интересных людей мы бы увидели сборище недалеких неудачников.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение

Но Жёне этот шаг не сделал: у него получился на редкость добрый фильм. Доброта его настолько честна и искренна, что хочется вспоминать банальности о том, что все люди – братья, а каждый человек – отдельная вселенная. “Амели” – фильм, заставляющий поверить, что это не просто слова. Его атмосфера завораживает своей доброжелательностью и человечностью, которых так не хватает многим прославленным киношедеврам.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение

В чем смысл фильма?

Как и положено сказке, “Амели” не прячет свою главную идею за семью замками. Основной посыл фильма достаточно прост: жизнь прекрасна, а если ты в этом сомневаешься, то сделай так, чтобы она стала прекрасна. Помоги ближнему, возрадуйся мелочи, придумай свою маленькую игру, а главное – не упусти любимого человека, когда судьба пошлет вам встречу.

Амели (Amelie, 2001) с Одри Тоту, смысл и объяснение

Очень по-французски, не правда ли? Но самое интересное, что это действительно так: мы все сценаристы, режиссеры и главные герои собственных фильмов, и если есть возможность снять романтическую комедию, то стоит ли тратить время на психологическую драму?

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.