Рыбка Поньо-Брунгильда и тень Андерсена

Если бы Миядзаки не увидел «Снежную королеву» — одну из вершин советской анимации – возможно, что не было бы ни студии Гибли, ни Миядзаки как режиссёра. И уж точно не было бы потрясающей повести о детской любви, сильной и побеждающей стихии, под забавным названием «Рыбка Поньо на утёсе». В этом фильме слились воедино две сказки – «Снежная королева» и «Русалочка», а также древние японские мифы о водяных-каппа. Мэтр анимации изменил своей любимой стихии – воздуху, полностью погрузив зрителя в солёные волны.

Русалочка дошкольного возраста

Рыбок-сестёр, дочерей колдуна Фудзимото и морской богини Гранманмарэ, на дне морском – целая стая. Но только маленькая любопытная Брунгильда убегает, чтобы понаблюдать за людьми и, конечно же, попадает в ловушку — стеклянную банку, став жертвой небрежного отношения человека к природе. Тут бы и сказке конец, но неугомонную малышку находит мальчик Сооскэ, и с первого мгновения их встречи рыбка мечтает только об одном — навсегда стать человеком.

Сооскэ не только даёт ей новое имя – Поньо, но и щедро делится своей ДНК: лизнув его царапину, крошечная волшебница исцеляет малыша и нарушает извечный ход вещей, отчего папа-маг приходит в священный ужас. Теперь у Поньо две дороги: либо забыть о любви и остаться прежней, либо превратиться в человека. Но если после превращения Сооскэ откажется от неё, волшебная рыбка-русалка станет морской пеной, как и андерсеновский прототип.

Маленькая рыбка – достойная дочь своих родителей. Она может вызывать цунами и увеличивать разные предметы. Она обладает волей и настойчивостью, которым могут позавидовать взрослые. Одного только она не может предвидеть: последствия своих поступков. Одного только она не умеет: отказываться от своих желаний. Она просто маленькая влюблённая девочка, играющая с магией и стихиями и любящая бутерброды с ветчиной.

Сила детской любви

Обычно в фильмах Миядзаки живут, любят и сражаются подростки от десяти до пятнадцати лет. Но герои «Рыбки Поньо» — настоящие малыши. Они пока толком не научились выражать свои мысли, но зато могут понять и воспринять любую мысль сердцем и душой. Там, где не хватает слов, к ним на помощь приходят знаки и символы – как буквы азбуки Морзе, с помощью которых малыш Сооскэ переговаривается с отцом. Его родной дом символизирует маяк, откуда мальчик подаёт сигналы серьёзным и взрослым людям, которые заблудились в темноте.

Насколько сильны бывают детские чувства, любовь и привязанность? Миядзаки дотошно объясняет, насколько. Они заставляют океан выйти из берегов, они нарушают силы гравитации, они приводят к потопу и притягивают Луну к Земле. Маленькие дети преображают мир, становятся причиной природных катаклизмов.

Дети-дошколята Сооскэ и Поньо обладают свободной волей. Поньо ради любви отказывается от магических способностей и бессмертия, а Сооскэ проявляет чудеса отваги и преданности: ему надо принять подругу «во всех формах» — и милой рыбкой, и смешной «каппа», и забавной девочкой, — такой, какая есть. Этот выбор достаточно сложен для взрослых, но для чистых сердцем детей он оказывается очень простым: оба, не колеблясь, выбирают любовь. Сооскэ поймал «золотую рыбку», символ жизненной удачи; а рыбка «поймала» Сооскэ, подарив ему бесконечную любовь и заботу.

Сила жизни и смерти

Считается, что в пять лет ребёнок может осознать, что он не бессмертен. Смерть и жизнь – два лица великой богини Гранманмарэ, матери Поньо. Она утешает Фудзимото, рыдающего над участью любимой дочери: «Все мы родом из пены морской!», поддерживая сказку (и научную гипотезу) о морской колыбели всего живого. В прекрасных устах Гранманмарэ смерть обретает статус метаморфозы. Смерть – это часть жизни, один из этапов неизбежных превращений.

Дети плывут на лодке, вглядываясь в затопленные глубины, и видят гигантских доисторических рыб, плывущих вдоль шоссе. Всемирный потоп приобретает неожиданно весёлые, гротескные и симпатичные формы. Что будет, если «Дагон» и «Морок над Инсмутом», классические произведения Лавкрафта, пересказать для дошкольников? Получится «Рыбка Поньо».

Сила магии и науки

Подводный учёный и колдун Фудзимото когда-то был человеком, но проклял свой род и ушёл в подводный мир, чтобы вернуть Девонскую эру и уничтожить «хомо сапиенсов». Для возрождения Великого океана Девона он добывает колдовскую «живую воду».

Над тайником с колодцем «живой воды» видна надпись «Пангея». Так назывался древний материк, который, расколовшись на части, образовал наши современные материки. Он существовал в девонскую эру, о которой грезит Фудзимото. В «живой воде» сосредоточена сила древнего моря с его гигантскими обитателями. Эти силы добывает Фудзимото – они дают ему мощь для колдовства, их использует для превращения смышлёная Поньо.

Но почему Фудзимото так настойчиво ищет мятежную дочку и рвёт на себе волосы, грозя вселенской катастрофой? Как ни странно, страхи подводного мага имеют научное объяснение. Фудзимото жалуется Гранманмарэ, что малышка нарушила равновесие; теперь гравитационное поле Земли распадается и спутники сходят с орбит. Колдовство Поньо вызвало гигантскую волну, потому что Луна начала приближаться к Земле. Как только Поньо отказалась от магии, Луна вернулась на орбиту и уровень воды упал.

Смысл концовки фильма

Влюблённые дети одерживают победу над взрослыми. Пятилетняя девочка сводит «на нет» многолетние расчёты учёного колдуна. Вода возвращается в берега, а люди – в свои дома, которые чуть было не заняли морские обитатели. Стихия подчиняется не порядку, не разуму, а детской любви, которая сама по себе – и порядок, и разум.

Все глобальные планы взрослых людей – завоевание мира, возвращение Девонской эры, спасение (или уничтожение) человечества – заранее обречены на провал, если им приходится сражаться со своими детьми. Потому что дети не любят обобщений, внимательны к мелочам и не удивляются чудесам, видя в них подручные средства для шалостей и удовлетворения капризов.

4.8 20 голоса
Рейтинг статьи
guest
4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
ulcinin
ulcinin
4 лет назад

Статья — довольно хороший и подробный анализ. Но он касается только видимого на экране. А мультфильм содержит еще и скрытые смысловые слои.
Например, в эпизоде, когда Поньо вырывается из моря, звучит тема «Полет валькирий» из оперного цикла Вагнера «Кольцо Нибелунга». Что это, случайное подобие мелодий? Но дело представляется совсем в ином свете, если вспомнить, что «настоящее» имя Поньо (т.е. то, которым зовет ее отец) — Брунгильда. Этим же именем зовут мятежную валькирию, героиню эпоса о Нибелунгах. Так что, два совпадения — уже правило! Не остается сомнений, что Миядзаки намеренно пытается обратить наше внимание на это сказание. Но я не понял, какая между ними связь. Валькирии — девы-воительницы, дарующие победу — это существа воздуха, и, возможно, огня; но я не слыхал, чтоб их связывали с водной стихией.- загадка.
Один из сосудов около колодца с живой водой помечен числом 1871. В этом году Вагнер как раз завершил создание выше упомянутого оперного цикла.
На другом сосуде 1950 с неразборчивой последней цифрой. Миядзаки считал, что именно в период 50-х годов природе был нанесен серьезный экологический ущерб.Так говорит Википедия. Но, возможно, что это число означает что-нибудь еще, так как в другом эпизоде эта надпись на сосуде вовсе теряет последнюю цифру, остается только 195.
На люке входа буквально бросается в глаза дата 1907. Что было в 1907 году? И почему этот год — дверь к колодцу с Живой водой?
Тогда была мирная Гаагская конференция. Еще, был кризис финансовой системы в США, получивший название «Черный октябрь». Но что по-моему гораздо более важно для обсуждаемого региона — в том году Япония установила политический контроль над Кореей. В пользу этой версии косвенно свидетельствует еще то, что имя хозяина лаборатории — Фудзимото — распространено преимущественно на островах Рюкю и на западе Японии — а это наиболее близкая к Корее часть.
Вообще, Фудзимото — очень странный и противоречивый персонаж. С одной стороны, он ненавидит человечество и желает его гибели, с другой — пытается спасти море и всё живое на планете. Его облик и поведение чудаковаты, но чем дальше идет повествование, тем большее сочувствие и даже симпатию он начинает вызывать. Ближе к концу о нем даже вслух предполагается, что он неплохой человек… В финале он заключает с Сооскэ мир символическим рукопожатием. По внимательном рассмотрении заметно, что при всём своем могуществе, Фудзимото сам нуждается в заботе, ласке и любви. Особенно это видно в сцене, где он опасается распада гравитационного поля Земли. Богиня Моря успокаивающе гладит его, и он становится будто взъерошенный ребенок в ее руке. Она называет его — милый. И мы можем почувствовать, что истории, которая повествуется в мультфильме, предшествует другая,- восхитительная и волшебная история любви Фудзимото и Гранмаммарэ; но об этой великой тайне нам никто никогда не расскажет, мы можем о ней только догадываться…
Скрытые смыслы… наверное их в фильме еще много, он совсем не прост!

Ну и, для завершения коммента. Пара хотя и известных, но тоже интересных фактов. Образ пенсионерки Токи-Сан Миядзаки списал со своей матери, а Сооскэ — это его сын Горо.

Поньо Р
Поньо Р
1 год назад

Я очень сильно люблю Поньо

гуль 1000-7
гуль 1000-7
1 год назад

топитоп, но лучше посмотреть эту анимешку:)


Екатерина
Екатерина
1 год назад

Статья прекрасная статья, читать — одно удовольствие. Всё гениальное просто, но для осознания этого простого взрослому часто приходится проходить сложный путь, когда как дети принимают эту простоту как должное и само собой разумеющееся.