Сюжет «Навсикаи» типичен для творчества Миядзаки: в фильме показан ребёнок на фоне катастрофы (личной или всемирной), вынужденный спасать не только себя и свой уютный детский мирок, но и целый свет. Юная княжна из Долины ветров живёт в условиях, которые могут показаться настоящей идиллией: в постапокалиптическом мире её владения – просто райский уголок. Но в этом раю приходится держать ухо востро: достаточно малейшей неосторожности, чтобы яд войны и смерти проник в Долину.
Мир княжны Навсикаи
Тысячу лет назад человечество истребило себя, применив страшное биологическое оружие – Титанов. Теперь выжившим приходится бороться за существование с таинственным Лесом, покрывающим практически всю планету. Лес кишит ядовитыми грибами и растениями, вокруг которых копошатся гигантские насекомые-убийцы. Все боятся Леса и ненавидят его – все, кроме Навсикаи. Она с детства не страшится огромных жуков, подсознательно понимая, что жизнь во всех её формах – единственная сторонница человека в его борьбе со смертью.
Лес не щадит людей, он поглощает деревню за деревней, город за городом. Бороться с ним бесполезно: его защитники, гигантские омы, раздавят и сомнут любого, кто причинит Лесу хоть малейший вред. Решить тайну появления Леса – значит спасти человечество. Навсикае удаётся и то, и другое.
Родом из древности: почему княжну зовут Навсикая?
Имя Навсикая знакомо тем, кто читал «Одиссею». Так звали дочь царя феаков – одарённую, возвышенную, прекрасную, которая предпочитала звуки арфы и шум прибоя дворцовой суете. Она нашла выброшенного на берег раненого, окровавленного Одиссея, но не испугалась, а сама перевязала его раны и привела в родной дворец.
Юная княжна Долины, как и её прототип, наделена редким даром любви и сострадания, неприятием гнева и агрессии. Женственная и мужественная одновременно, она обладает твёрдостью, решительностью, не теряет головы в критических ситуациях, проявляет милосердие к друзьям и врагам. Поэтому именно Навсикае надлежит исполнить древнее пророчество о том, кто спасёт и объединит разрозненное человечество, придя по «золотому полю в синей одежде». Именно она – обещанный людям в пророчестве лидер, который покажет им дорогу в «чистый край», то есть в мир, свободный от ядовитого дыхания отгремевшей катастрофы.
Экологическая катастрофа: никакой фантастики
Темы разрушительного влияния человека на природу и техногенного апокалипсиса всегда оставались в центре внимание аниме как жанра; они стали основными и для «Навсикаи». Стремясь подчинить себе Природу, человек губит её. Она сопротивляется, чтобы спасти и неразумного человека, и всю Жизнь в целом.
Борьба с Лесом была бессмысленной: Навсикая узнала, что растения и грибы не ядовиты, отравлена сама земля. Деревья в Лесу очищали землю от яда, а гигантские жуки охраняли их работу. Надо было не сжигать и уничтожать Лес, а помогать ему. Любовь к природе против потребительского отношения к ней – вот истинное противостояние в «Навсикае».
Безумное человечество едва не погубило себя и планету, но самое худшее то, что урок из произошедшего смогли извлечь далеко не все. Борьба за сохранившиеся ресурсы вновь приводит выживших на грань прежней катастрофы.
У войны – женское лицо
Навсикая умело сражается, хоть и старается всеми силами предотвратить агрессию. Иное дело – её противница, принцесса Ксяна из государства Тольмекия. Жестокая и властная Ксяна, узнав, что в одном из мелких государств – Физите – найден эмбрион Титана, захватывает его и берёт в заложницы принцессу страны. Титан нужен Ксяне для того, чтобы сжечь весь Лес и объединить мелкие города-государства под своей властью.
Две юные девушки, являясь воительницами по сути и характеру, имеют разные цели. Ксяна хочет того же, что и поколение, уничтожившее планету. Принцесса жаждет власти. Ей нужно подчинить себе всё: природу, людей, технику. Она пробуждает эмбрион Титана, хотя он ещё не «созрел», и пытается с его помощью истребить охранников Леса. Конечно, на этом разрушительном пути её ждёт поражение.
Для Ксяны все вокруг – потенциальные враги, а для Навсикаи – друзья. Она побеждает не только силой меча, но и своим добросердечием. Навсикае готовы помочь все: и соплеменники, и жители Физита, и обитатели Леса. У жестокой Ксяны есть только подчинённые – воины. Поэтому, несмотря на обилие сцен сражений и битв – на земле и в небе – фильм несёт мощное антивоенное послание. Война убила прежнюю цивилизацию, и пытаться снова решать вопросы при помощи оружия – самоубийственно.
Окончание фильма: исполнение пророчества
«В синей одежде придёт, посреди золотого поля встанет и, вновь людей объединив с землёй, в синий чистый край им покажет дорогу».
Финал фильма «Навсикая» отличается от более драматичного финала манги. В фильме он абсолютно оптимистичный и светлый. Гигантские жуки–омы исцеляют раненую княжну и поднимают её на своих золотых щупальцах высоко в небо. Люди видят перед собой обещанного пророчеством спасителя в синих одеяниях, идущего по золотому полю. Воинственные тольмекианцы покидают Долину. Война с Лесом прекращена, сквозь истощённую и зараженную землю пробиваются свежие юные ростки.
Смотрел ре-релиз. Пронизывающая до самых глубин история от признанного мастера анимации Хаяо Миядзаки,
после знакомства с которой невольно обеспокаиваешься о событиях дня сегодняшнего.
Мультфильм супер, местами до слёз пробивает. Но одно непонятно — как именно умерли титаны, от чего? Почему то в этой статье не указано. Нигде, где искал об этом информацию, не сказано об их смерти