Смысл клипа Ленинград — Экспонат

Обычно мы с вами разбираем клипы серьёзные, с драматическими сюжетами и открытыми финалами. А сегодня поговорим о клипе смешном. Клип на песню «Экспонат» группы Ленинград стремительно набрал популярность благодаря яркому сатирическому образу главной героини, над которым не размышлять хочется, а хохотать. Тем не менее многие после просмотра захотели узнать, а есть ли в клипе и песне «Экспонат» какой-то более глубокий, может быть, даже философский смысл? Что ж, давайте разберёмся.

Образ главной героини клипа

С первых же кадров мы многое понимаем о героине клипа, роль которой исполнила Юлия Топольницкая, и уровне её интеллектуального развития. Первые слова, которые произносит девушка — чистая ложь:

— Собралась, подошла к нему и сказала: «Пап, мне не нужны твои деньги! Все машины, бриллианты, мерседесы… Я всего должна добиться сама». И ушла. И сейчас вот, снимаю хату… Рисую потихоньку.

В этом заявлении практически ни одно слово не имеет отношения к действительности. Девушка не снимает квартиру — она живёт с мамой (весьма колоритной, кстати). «Я всего должна добиться сама» — явно не её девиз: вспомните, как через пару минут она будет звонить подруге с просьбой выручить, как будет сваливать на маму вину за свою не слишком стройную фигуру («Ты нахрена меня с такой жопой родила?»). Богатого папочки, разумеется, тоже не существует — иначе у девицы наверняка нашлись бы деньги на настоящие лабутены (об этой легендарной обуви мы ещё скажем позже). Так появляется один из основных мотивов песни — мотив лжи, неправды, обмана.

Смысл клипа Ленинград — Экспонат

Образ юной самостоятельной художницы не подходит девушке точно так же, как не подходят ей по размеру чересчур узкие джинсы

Ещё кое-что цепляет внимание в этом высказывании героини — резко контрастирующее с тем образом, который она пытается создать, слово «хата». В дальнейшем мы увидим, что девушка вообще не стесняется в выражениях, что начисто разрушает её претензии на богемность. Впрочем, её невежество в области искусства выдаёт с головой её же собственная фраза:

— В каком стиле рисуешь?
— Да вообще в разных стилях… Ну такие, знаешь, более постельные тона.

Думаю, указывать на нелепость этого ответа не нужно, но на всякий случай поясню, что девушка путает слова «пастельный» и «постельный» — они произносятся по-разному. «Пастельный» означает мягкий, неяркий тон какого-либо цвета — нетрудно догадаться, что это слово происходит от существительного «пастель», и если бы героиня действительно интересовалась изобразительным искусством, произношение этого слова было бы ей знакомо. Судя по насмешливому тону собеседника девушки — Серёги — он не слишком-то верит её наивному обману. Поэтому моё определение основного мотива песни можно уточнить — это не просто обман, а обман дешёвый, наивный и явный.

Смысл клипа Ленинград — Экспонат

Хотя героиня пытается казаться независимой, в действительности она зависит от всех — мамы, Серёги, подруги (обладательницы лабутенов)

Смысл названия и текста песни Ленинград — Экспонат

Текст песни «Экспонат» связан с клипом напрямую — клип снят таким образом, что героиня песни и видео воспринимается как один человек. Незатейливые строчки песни покоряют своим точным и остроумным отображением внутреннего мира «недобогемной» девицы. Юмор в песне достигается с помощью контраста: с одной стороны, упоминаются реалии, связанные с представлением о высокой культуре — выставка Ван Гога, Глинка; с другой — используется сниженная, обсценная лексика: «там было тёлок много», «в охуительных штанах», «без пизды».

Этот же контраст обыгрывается в видео: вспомним, как наша героиня разговаривает с подругой по телефону: «В музей, кисунь, ты чё! Мне короче срочняк нужно… Просто выручила, огромное тебе спасибо!», а через некоторое время, узнав, что подруга не сможет привезти туфли, девушка кричит в трубку изменившимся голосом: «Ты чё, охуела? Я тебе объясняю, что, блядь, тут непонятного?». Здесь важно не только изменившееся отношение к подружке, но и несоответствие образа независимой девушки, увлекающейся искусством, с грубой и капризной девицей, которой героиня является на самом деле.

Смысл клипа Ленинград — Экспонат

В финале клипа девушка действительно похожа на музейный экспонат

Ключевое слово песни — это, конечно же, название. На протяжении всего клипа мы наблюдаем, как девушка слой за слоем накладывает косметику, пытается утянуть бёдра, чтобы влезть в джинсы, красит подошвы туфель, чтобы они сошли за лабутены… Одним словом, превращает себя в человека, которым не является. Её поддельный образ не имеет ничего общего с её настоящей внешностью, девушка создаёт из самой себя своеобразное произведение искусства. Но поскольку «творец» этого «произведения» — она сама, созданный ею образ получается вульгарным, грубым — под стать её представлениям о прекрасном. Тем не менее, девушка приложила немалые усилия к созданию этого образа, а потому он вполне заслуживает право быть «экспонатом». А вот второй смысловой уровень названия отсылает нас к отношению главной героини к искусству:

Но я не недотрога, дала понять с порога —
На выставке Ван Гога я — главный экспонат!

В самом начале мы уже выяснили, что об изобразительном искусстве девушка не знает практически ничего. И её поход на выставку Ван Гога, как и визит в Мариинку — это не попытка приобщиться к прекрасному, а лишь очередной повод показать себя, покрасоваться дорогими туфлями (точнее, дешёвой подделкой под них), накладными ресницами, охуительными штанами… Однако трудно не заметить иронический подтекст в сравнении живого человека с экспонатом. Экспонатом на выставке современного искусства может быть, в принципе, что угодно — от картины маслом до блендера с рыбкой внутри. Но, так или иначе, экспонат — это неодушевлённый предмет. Приравнивая себя к музейному экспонату, героиня сама себе отказывает в праве называться разумным существом, человеком.

Что такое лабутены и их значение в песне «Экспонат»

Кристиан Лубутен — так зовут модельера, который прославился на весь мир своими туфлями с ярко-красной подошвой. Именно эти туфли и зовутся в простонародье лубутенами (или лабутенами). Настоящие лабутены стоят не меньше 40 тысяч рублей, и, конечно, немногие модницы могут позволить себе такое удовольствие. Поэтому интернет- и оффлайн-магазины наводнили подделки под знаменитые туфли. Именно такую подделку приносит подруга нашей героине — но, к несчастью, у этой пары туфель подошва самого обычного чёрного цвета. И девушка решает покрасить подошву красным лаком для пущего сходства с оригиналом. Это-то и становится причиной её краха.

Смысл клипа Ленинград — Экспонат

Поддельные лабутены предательски прилипают к полу в самый неподходящий момент

Очередная дешёвая, глупая попытка казаться не тем, кем она является — после того, как девушка рассказала Серёге небылицу про своего отца и влезла в не подходящие ей по размеру джинсы — обернулась бытовой травмой. Лак для ногтей — явно не лучшее средство для превращения обуви с барахолки в лабутены. К тому же девушка, видимо, использовала дешёвый лак (или попросту не дала свежеокрашенным туфелькам до конца высохнуть). Так или иначе, красные подошвы прилипли к полу и «уронили» девушку за несколько секунд до звонка Серёги в дверь. Все приготовления к свиданию пошли насмарку — как и в начале клипа, когда наивный обман девушки раскрылся в первые же секунды, так и сейчас попытка выдать желаемое за действительное не удалась. Что ж, всё тайное становится явным — будем надеяться, что если не нашу героиню, то, во всяком случае, узнавших себя в этом клипе её печальный пример отучит от попыток перехитрить окружающих.

5 3 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии